Отчет о поездке

Круче, чем Усьвинские столбы

Очень удачная разведка новой локации "Разрез Рассольный", октябрь 2020
Если вы живете в Пермском крае и вам вдруг надоели Усьвинские столбы или Ветлан, с их вытоптанными до грязи тропами, толпами народу и миллион раз снятые миллионом фотографов, то вот вам предложение посетить новое местечко с отличными видами - скалы в окрестностях бывшего остановочного пункта Рассольный.

Вообще, про это место знает куча народу, буквально все проезжающие по железнодорожной ветке Пермь-Кизел. Лично я проезжал там сотни раз и каждый раз задумывался о том, чтобы как-нибудь там побывать. Правда, есть одна сложность, из-за которой большинство людей ограничивается ее осмотром из окна электрички. Дело в том, что на остановочном пункте Рассольный, сколько я помню, электричка остановки не делает. В вк можно найти вот такой достаточно хамский ответ на жалобу пассажира по поводу отсутствия остановки:
Поэтому сейчас единственный способ попасть туда по железной дороге это доехать до предыдущей остановки Шестаки и пройти по железнодорожным путям около 7 километров.

Вот и получилось так, что только в 2020 году мы смогли туда выбраться. Поехали туда мы вместе с Кириллом Кузнецовым (подписывайтесь на его инсту, кстати), рассчитывая поснимать в не освоенной фотографами локации прекрасную золотую осень и, как оказалось, совершенно не прогадали.

Из Перми выдвинулись на утренней электричке (в связи с закрытием участка горнозаводской ветки выезд теперь проходит с отремонтированной Перми-1, не перепутайте). Через три часа вышли в Шестаках и пошуршали по щебенке железнодорожных путей в сторону Рассольного
Сначала немного покапал дождь, но на подходе к скалам окончательно распогодилось и мы увидели разрез во всей красе. Высота скал достигает на вид метров 20-30, в длину они растянулись на несколько сотен метров. В лежащих под заметным углом слоях известняка видно несколько небольших гротов, что добавляет им дополнительной живописности.
Вид разреза Рассольный с железной дороги
Почему эти скалы называются разрезом? Дело в том, что это слово в геологии является синонимом термина "обнажение", обозначающее выход коренных, то есть не измененных горных пород на поверхность. В скалах Рассольного выходят на поверхность древние породы артинского и сакмарского ярусов пермской системы, образовашиеся около 270 миллионов лет назад. В них можно найти огромное разнообразие окаменелостей - колонии мшанок, кораллов, брахиопод, головоногих моллюсков и иглокожих. Подробнее можно прочитать тут.
Секрет этого места в том, что там, на небольшой площади, расположены целых два скальных выхода, первый, собственно, виден с железной дороги, а второй расположен за лесочком справа от дороги, на берегу Косьвы.

Именно скалы на берегу Косьвы привлекали нас больше всего, поэтому, скинув рюкзаки у места стоянки (с которой случайно спугнули бобра и цаплю), мы пошли наверх, ловить золотой час. Оказавшись на вершине, мы были очень впечатлены длиной и протяженностью скал, навскидку, высота их достигает 30 метров, а длина около километра.
Решение поехать туда именно в разгар золотой осени было очень верным. Покрытые сплошным вторичным березовым лесом склоны горели в лучах вечернего солнца. Особенно красиво было наблюдать за тем, как ветер срывал и уносил вдаль листья.
Снимать телевиком с этих скал - огромное удовольствие, интересные сюжеты сами просятся в кадр. По реке периодически снуют лодки рыбаков. Отважные люди, между прочим, не представляю как можно ловить рыбу в Косьве ниже Губахи.
На вершине провели несколько часов, и уходить оттуда не хотелось. К сожалению, поставить палатку на самих скалах нельзя, поскольку пласты слагающих скалы известняков залегают под достаточно большим углом. Поэтому лагерь мы поставили внизу, недалеко от впадения речки Рассольной в Косьву.
На обратном пути, спустившись с прибрежных скал, застали чудесный свет на соседних скалах
Одна березка особенно выделялась на фоне темных скал и травы
Вечером посидели у костра, и, убедившись, что звезды точно не получится поснимать из-за засветки от факела коксохимического завода в нескольких километрах от нас , легли спать. Кстати, в интернете есть упоминания о медведе, разоряющем муравейники в этих местах, но никаких следов его мы не заметили, поэтому спали спокойно.

Ночью температура опустилась ниже нуля, лес и палатки покрылись толстым слоем инея, вода в бутылках замерзла.
Рассвет мы, разумеется, пошли встречать наверх. Небо было удивительно чистым, а расчет на туман над рекой не оправдался - кусочек тумана был только в паре километров вниз по течению. Тем не менее, мы все равно сняли очень интересные кадры, особенно красивы были трава и листья, покрытые инеем.
После того, как солнце окончательно взошло над горизонтом, мы отправились в обратный путь. Напоследок я сделал еще несколько снимков в окрестностях стоянки, в том числе снял несколько красиво выветрелых окаменелостей, найденных прямо на берегу рядом с лагерем (кликните по картинкам, если интересно что это такое, я попытался их определить).
Обратно мы решили возвращаться другим путем. Первая часть этого пути снова проходила по железной дороге, с которой мы свернули в том месте, где раньше располагался остановочный пункт. В этом месте Косьва делает поворот, и тут, судя по картам, раньше располагался населенный пункт Мальцевка. От Мальцевки теперь осталось лишь большое поле, покрытое иван-чаем, да пару полуразрушенных кирпичных строений.
Урочище Мальцевка оказалось достаточно освоенным рыбаками, поэтому мы сразу нашли тропу, по которой вышли на дорогу, соединяющую Губаху и Шестаки. Дорога, как и многие в окрестностях Губахи, отсыпана черным шахтным шлаком. Следы от добычи угля здесь везде - постепенно зарастающие лесом терриконы и остатки шахтных построек. Но самое грустное последствие это отравленные кислотой и железом воды Косьвы, в которую постоянно изливаются тысячи литров шахтных вод, делая воду непригодной для питья и окрашивая камни и скалы в неестественные бурые цвета. В будущем я обязательно еще напишу об этом, как только соберусь с духом и накоплю побольше фотоматериала.
Перед железнодорожным мостом дорога пролегает вблизи еще одного геологического памятника. Разрез Белая гора является стратотипом сакмарского яруса пермской системы, прочитать про нее можно здесь. Где-то на противоположном берегу, на горе позади моста есть еще один геологический памятник, скрытый в лесу - косьвинская карстовая арка. Нам очень хотелось там побывать, ведь мы ни разу там не были, но, все-таки, решили не тратить время на поиски, и оставить ее посещение на следующий раз.
Через некоторое расстояние после Белого камня дорога вплотную приближается к железнодорожному мосту ветки Чусовская-Няр. Попасть отсюда в Губаху можно двумя путями. Первый - идти по дороге дальше, мимо коксохимического завода, в сторону трассы Чусовой-Соликамск, где можно поймать попутный автобус, либо дойти по ней до Губахи. Второй путь покороче - пройти по железнодорожному мосту и выйти по железке к станции Губаха-Пассажирская. Мы выбрали второй.

На мосту встретили велосипедиста, который рассказал нам, что едет к напорному источнику, расположенному невдалеке от нашего маршрута. Про этот источник я никогда раньше не слышал, особенно досадно было, что, судя по всему, мы прошли всего в нескольких метрах от него. Ну ничего, лишний повод туда вернуться.
Итоги вылазки получились следующие: место очень красивое, легкодоступное и при этом незаслуженно непопулярное. На достаточно небольшом расстоянии расположено множество очень интересных точек - скалы с обилием ископаемых остатков, источник, карстовая арка. Добраться очень легко, место идеально для похода выходного дня. Ехать туда, думаю, можно в любое время, но лучший сезон для посещения, несомненно, золотая осень.

В заключение прикладываю карту маршрута и расположение интересных точек.