отзыв на технику

Чем я снимаю. Fujifilm X-T2

После нескольких лет использования
История выбора
Фотография в моей жизни появилась достаточно давно. Уже в детстве я любил смотреть на пейзажи и мечтал о том, как смогу сам фотографировать их. Тем более мне повезло с тем, что я родился и провел все детство в очень красивых местах — небольшом уральском городе Губаха, окруженном очень красивыми лесами и горами.

Но фотографировать я начал поздно. Не считая неудачной попытки съемки на советский пленочный фотоаппарат, камеры у меня не было до самого университета. Камеры в моих телефонах в то время годились только для фотографирования университетского расписания, поэтому свой первый настоящий снимок на настоящую камеру я сделал, кажется, на четвером курсе. Первой камерой у меня был Canon 500d, купленный на авито. Это была неплохая, но очень сильно бюджетная камера, и я уткнулся в предел ее возможностей уже через год-два съемок.

К выбору следующей камеры я подошел уже с несколько большим бюджетом и остановился на Canon 6d. Это был замечательный аппарат, почти что «профессиональный», и, самое главное, с полнокадровым сенсором, ведь именно полный кадр лучше всего подходит для пейзажа, как я тогда думал. Постепенно я обзавелся набором объективов, из которых несколько даже были с заветным красным колечком. На свою 6d я снял много замечательных кадров и до сих пор вспоминаю с теплотой эту камеру. Но чем больше я снимал, тем больше у меня появлялось важных требований, которых моя камера не могла выполнить.

Во-первых, после перехода на полный кадр я постоянно ощущал, насколько камера большая и тяжелая. Свой старый кроп я мог постоянно таскать в небольшой сумке, его вес и габариты позволяли мне куда чаще брать старую камеру с собой. С 6d было не так, постоянно приходилось делать над собой усилие, чтобы брать камеру с собой, а уж таскать набор полнокадровых объективов я и вовсе почти никогда не хотел. В итоге это все сказывалось на количестве кадров, которых я стал делать явно меньше чем в первые годы.

Во-вторых, бюджетность камеры мешала все больше. Я опять уткнулся в пределы возможностей камеры и это сильно мешало. Мне сильно не хватало следующих возможностей:
  • Больших диапазонов выдержки, на 6d он был от 30 сек до 1/4000, чего мне было иногда маловато;
  • Большего количества точек фокусировки, расположенных не только по центру матрицы, как у 6d;
  • Влагозащиты, ее просто не было, а, как показал опыт пользования камерой, она очень нелишняя при съемках на природе;
  • Возможности заряжать батарею в камере, поскольку возить с собой в длительные поездки еще и зарядку для батареек камеры совсем уж было неудобно;
  • Откидного экранчика, который не так уж часто был нужен, но когда был нужен, его отсутствие сильно мешало;
  • Лучшего соответствия картинки в видоискателе итоговому кадру (а на 6d был стандартный ОВИ с 95% покрытием кадра).

Да, многие из этих моментов были улучшены в старших камерах профессионального уровня, но их размеры, и цена сильно отпугивали. Все это заставило меня начать присматриваться к беззеркальным камерам. Кроме небольших габаритов, в них было много интересных бонусов — отсутствие громкого зеркала, отсутствие фронт- и бэкфокуса, яркий электронный видоискатель, фокус-пикинг и прочие мелочи. Медлительность и худший автофокус, за которые тогда многие ругали беззеркалки, меня, как пейзажиста, не особо смущали.

В общем, я решил уйти на беззеркалки. На тот момент существовало несколько очень разных вариантов беззеркальных систем, с большим разбросом характеристик и размеров матрицы. Это были Panasonic, Olympus, Sony, Canon и Fujifilm. Canon на тот момент имел в активе только сомнительную систему EOS M, поэтому я его не рассматривал с самого начала. Panasonic были рассчитаны больше на видео и достаточно дороги, поэтому их я тоже быстро отмел.

При выборе чего-либо разумно всегда держать в голове диалектический подход, заключающийся в том, что у каждого достоинства есть компенсирующий его недостаток. Именно поэтому мне было понятно, что фактор полнокадровой матрицы, самый веский довод против камеры от Fujifilm, имеет ряд собственных слабых сторон.

В итоге, три оставшихся возможных варианта приведены в следующей таблице субъективных параметров, в которую я свел свои примерные тогдашние рассуждения.
Прикинув одно к другому, я остановился на Fujifilm. Выбор не был объективным, признаю, но полностью объективный выбор в принципе невозможен. Дополнительными факторами, говорящими «за» были возможность пощупать их камеры и стёкла вживую, и даже взять в бесплатную аренду на несколько дней, чем я и воспользовался. К тому же, как оказалось, на покупку камеры действовал очень выгодный трейд-ин.

В итоге, зимой 2017 года, избавившись от всех объективов и сдав старушку 6d в трейд-ин, на руках у меня оказалась новенькая Fujifilm X-T2 (до сих пор иногда путаюсь, где ставить дефис в названии).

Ну а теперь, спустя 4 года и два вышедших новых флагмана, я решил написать этот запоздавший и субъективный обзор.
Что, в итоге, с размерами?
Четыре года использования камеры подтвердили старый маркетинговый слоган — размер имеет значение. Камера с объективами реально оказалась легче и компактнее, чем моя предыдущая полнокадровая зеркалка. Это напрямую отразилось на количестве и качестве кадров. Причем относится это не только к самой тушке, но и ко всему комплекту вместе с объективами. Первый год я ходил с шириком, но на следующий уже собрал весь набор из ширика, двух штатников и телевика.

И что я вам скажу — необходимый набор помещается во все мои сумки, рюкзаки и гермы, и мучительный выбор какой же объектив мне меньше всего нужен приходится делать намного реже, чем раньше.

Камера с причиндалами в гермомешке
Вместе с тем, если сравнивать флагманы фуджи с другими беззеркалками, выигрыш в размере не настолько очевиден. Скорее наоборот, по соотношению размера тушки к размеру матрицы фуджи откровенно проигрывает, особенно современным полнокадровым беззеркалкам. Причем нынешние модели флагманов от фуджи становятся еще больше, что меня несколько расстраивает, ведь логично, что преимущество кропнутых матриц именно в меньших размерах тушек. В принципе, я бы даже перешел на более мелкие младшие модели, но в них не положили водозащиту, что еще более грустно.

Понимаю, что на этом месте могут начаться возражения от большерукого племени любителей надежной увесистости и нормального хвата, но мы их слушать не будем, мы же успели эволюционировать хотя бы до уровня кроманьонцев.
Выигрыш в размере есть, но только над зеркалками
Эргономика, интерфейс и функциональность
Крутилки. Как-то кое-кто выразился, что фуджи это камеры с крутилками для дебилов. Так вот, хочу признаться, что я один из этих дебилов. За годы пользования зеркалками я так толком и не узнал, как расшифровываются режимы PASM (вернее, PAvTvM, у меня ж были кэноны), и, что еще хуже, постоянно путался при работе с ними. В целом, зеркалки очень удобны для людей, которые ими пользуются постоянно, но не особо дружелюбны к новичкам. Новые беззеркалки от кэнон, никон и сони, естественно, унаследовали элементы управления своих предшественников. Фуджи же пошли своим путем и вынесли на колесики основные параметры треугольника экспозиции. И как же это удобно и круто! Переучился я моментально, и, как мне кажется, с трудом теперь смогу вспомнить как пользовался своими предыдущими камерами, попади они мне в руки сейчас (надеюсь, конечно, что нет).

Разумеется, нужно сделать оговорку, что это не всегда удобно. Колесики оснащены кнопками блокировки, но, иногда, их все же забываешь зажимать, и в узких сумках они периодически проворачиваются. Еще колесики имеют неприятную особенность иногда зажевывать веточки, листочки и прочий мусор. Но все равно, пользоваться крутилками очень приятно и, мне кажется, я вряд ли смогу отказаться от них в пользу более традиционного способа управления.

Листик застрял в колесике исо

Мало кто замечает удобный упор под палец, а он удобный
Остальные кнопки. Кроме верхних дисков-"крутилок", присутствуют два традиционных диска спереди и сзади, центральное колесо с кнопками и джойстик для управления точками фокусировки. Кнопок и рычажков на тушке достаточно, почти все можно переназначить.

Вообще, кнопки на тушке у меня часто случайно нажимаются в некоторых сумках, поэтому в режиме активного пользования в полевых условиях у меня настроена блокировка всего, кроме, собственно, треугольника экспозиции, который при съемке всегда контролируешь. В новых моделях количество кнопок и колесиков, вроде как, не изменилось, но поменялось назначение некоторых из них, чего я лично не понимаю — в целом все и так вполне удобно, не хватает только еще пары назначаемых кнопок, пожалуй.
Еще из хотелок я бы отметил подсветку. Потому что колесики с физическими надписями это, конечно, очень хорошо, но в темноте нифига не видно. Идеальный вариант с люминесцентной краской современная человеколюбивая промышленность не может себе позволить, поэтому как-то по другому подсветить колесики на торце было бы очень в тему.

ЭВИ
. По сравнению с оптическим видоискателем моих предыдущих зеркалок это, конечно, был огромный шаг вперед. Электронный видоискатель яркий и крупный, с большим количеством выводимой информации. На экране видоискателя можно вывести почти все: диафрагму-исо-выдержку, сразу наложить режим моделирования пленки, количество оставшихся кадров, режим фокусировки, электронный уровень, гиперфокальное расстояние, гистограмму. Правда, почему-то нет отображения фокусного расстояния, что бывает иногда полезно. Да, больше жрет батарейку и не работает 24/7, как оптический, но все равно, возможность видеть итоговую картинку, конечно, очень крутая. Как-то мне пришлось снимать групповое фото нескольким туристам на их родные камеры, в основном зеркалки и бюджетные беззеркалки, и тогда я оценил, насколько же хорош видоискатель в мой собственной камере.

Без подсветки ночью грустно
Экран. Поворотный экранчик тоже очень неплох. В X-T2 он не сенсорный, что, в принципе, не особо критично. Главный для меня его плюс — возможность поворачивать в трех направлениях, что очень сильно облегчает съемку с низких и высоких точек. Но и здесь есть недостатки. Механизм поворота экрана реализован несколько неудобно, защелки обладают не очень хорошим зацепом, а шлейфы, подсоединяющие экран в некоторых позициях выглядят несколько хлипко и обладают достаточно неприглядным видом. Короче, механизмом поворота экрана я пользуюсь активно, но без удовольствия. Изменение механизма поворота в новых моделях в пользу селфи-шарнира, столь сильно ненавидимое некоторыми пользователями X-T4, может и не самое лучшее решение, но изменение конструкции явно напрашивалось, особенно удачное решение в ней это возможность отвернуть экран внутрь тушки, что очень мне бы не помешало в моей камере.
Шарнир экрана при подъеме вверх
Шарнир по опускании экрана вниз
Шарнир при отвороте вбок
Интерфейс. В целом, интерфейс фуджи терпимый, если вы японец. Связано это с тем, что ребята из Минато-Сити при разработке интерфейса ничего не узнавали про то, как устроен перевод на языки гайдзинов и то, что в них существуют такие вещи как ширина букв, трекинг и кернинг. Просто полюбуйтесь на мой любимый пункт в меню, четыре разных варианта написания слова "брекетинг". А название раздела каково — "настройка кронштейна"? Красота. Все же надеюсь на то, что это детская болезнь и в ближайшие годы ее исправят.
Батарейка. В целом, батарейки хватает на день-два съемок. Батарейки очень легкие и компактные, поэтому я купил их сразу 3 штуки – одну дополнительную родную и две китайских от DSTE. Какой-то большой разницы в емкости я не замечаю, пользуюсь ими уже три года и работают они точно как родные. Еще большим плюсом является возможность заряжать камеру по кабелю обычной микро-юсб зарядкой, что сильно выручает в долгих поездках.

Но без недостатков в этом пункте не обошлось. Последний год за камерой замечаю сильный косяк — периодически, раз в несколько месяцев, камера невероятным образом глючит и если остается включенной, заметно нагревается и быстро высаживает батарейку. Судя по отзывам, глюк редкий, но не исключительный, и, поскольку его сложно зарегистрировать и пожаловаться, остается неисправленным. Единственным советом здесь остается внимательно проверять, выключена ли камера, когда закончена съемка.

Родные батарейки помечаются разными геометрическими фигурками и имеют индивидуальный номер, что достаточно удобно

Две карты. Почувствуй себя очень важный профессионал
Функционал камеры. На уровне стандартного флагмана того времени. Поскольку Fujifilm принципиально отказываются от производства фуллфрейма, то логично, что их отношение к кропу кардинально отличается от подхода к кропам у других производителей. Ну где вы найдете кроп с двумя быстрыми слотами для карт памяти? А здесь они есть, и это очень круто, несколько раз наличие двух карт реально выручало. И широкий диапазон выдержек, и возможность переключения между электронным и механическим затвором.

Очень круто было и то, что пару лет камера получала регулярные обновления, иногда с очень серьезными улучшениями. Так, например, были добавлены функции съемки в режиме фокус-стекинга, расширенный режим выбора области фокусировки и хорошее улучшение автофокуса.
Обвес. Еще один досадный недостаток камеры выяснился только спустя пару лет использования, когда, один-единственный раз, мне понадобилось воспользоваться вспышкой. Краска на башмаке моментально облезла и так до сих пор и не восстановилась, между прочим. А еще, я постоянно теряю заглушки для этого башмака, слишком ненадежно они там держатся. Ну да ладно, зато камера сделана в Японии, в отличие от следующих моделей.

И если вспышки я не использую, то вот l-plate пользуюсь регулярно. Мой l-plate без дополнительного хвата, но если его вам не хватает, то пожалуйста, на али есть все на ваш вкус.

Примерно так ношу камеру в городе, виден ремешок от пикдизайн
Всегда ненавидел шейные ремешки. X-T2 позволяет полностью отказаться от них и использовать кистевые ремни, которые легче и удобнее для меня. Собственно, на кистевые ремешки я перешел сразу, а комплектный шейный ремень запрятал в коробку.

В городе камера с ремешком от Peak Design лежит в наплечной сумке, носить которую с собой я стараюсь всегда.

В пеших выходах, когда сама камера ездит в рюкзаке, я ношу ее на клипсе, тоже от Peak Design (про нее расскажу как-нибудь отдельно).
Как она снимает
А ведь байонет как будто бы сделан с запасом
Динамический диапазон. Поскольку я покупал камеру ради пейзажа, главное опасение было в том, что мне не хватит кропнутой матрицы, с ее меньшим, по сравнению с фуллфрейм-матрицами, динамическим диапазоном и средним разрешением. Оказалось, что опасения были совершенно напрасными. До сих пор я еще не уткнулся в тот потолок, который бы серьезно мешал мне снимать так, как мне нравится снимать. Единственное в моей камере, что, возможно, должно получаться хуже, так это пейзажи со звездным небом. Однако, за последние три года астропейзаж мне довелось поснимать всего пару раз. Стоит ли сильно переживать из-за того, что нужно пару раз в три года?
Джипеги. Еще один приятнейший бонус, который дает камера от фуджи, это замечательный джипег. Камера заставила меня в корне изменить свое отношение к этому формату, вызванному моим предыдущим опытом с камерами кэнон. Реально можно снимать сразу в камеру и не делать обработку, для меня это было невероятное открытие. Кроме предустановленных в прошивке пресетов, можно самостоятельно создавать цветовые профили, и даже делиться ими с другими. Я использую профили с сайта fujixweekly.com и, если у вас есть фуджи, но вы еще не пользовались профилями, то бегом изучать этот сайт.

Обработка. Все же, самые важные съемки я делаю в сжатом рав-формате. Первые годы существования фуджи достаточно серьезной проблемой была совместимость специфического алгоритма их x-trans матриц с Lightroom. Существовали определенные проблемы в интрепретации равок, результатом которых были специфические "червячные" артефакты. Не сказать что это было очень сильной проблемой, поскольку видно это было не всегда и при более чем 100% кропе кадров. Тем не менее, я решился на переход в другой конвертер, Capture One, что, в итоге, даже повлияло на то, как стали выглядеть мои кадры сейчас.

Общие впечатления по итогу трех лет пользования
Я очень доволен этой камерой. Она оправдала все мои ожидания от перехода на беззеркалки и даже больше — сильно изменила мой подход к фотографии и даже стиль. Приятный дизайн и небольшие размеры постоянно стимулируют к съемке. Неизбежный ряд мелких недостатков окупается горой субъективного фана. При этом я вполне уверен, что фуджи, как и любая современная камера годится для того, чтобы использовать ее только по прямому назначению — делать фотографии. Все эти постоянные рассуждения, о том, что, мол, некоторые камеры для души, а некоторые для работы считаю просто оправданиями людей, не получающих удовлетворения от результатов съемки, и покупающих фототехнику больше из коллекционерского побуждения, но считающих, при этом, что они занимаются фотографией. Другими словами просто оправдания зря потраченных денег. Свои деньги я точно потратил не зря, ведь огромное количество кадров я сделал только потому, что камера была в моей сумке, подтверждая банальную истину о том, что лучшей камерой является только та, которая у тебя с собой.