Отчет о поездке

Почти осуществленный сплав мечты по всей Чусовой

Сплав по Чусовой от Коуровки до Кына, август 2020
С тех пор, как прочитал книгу Алексея Иванова "Золото бунта", я мечтал о посещении Чусовой. Чуть позже, когда мы уже начали сплавляться по рекам, в моей голове созрела мечта о том, чтобы сплавиться по самому длинному маршруту от Коуровки до Чусового, все 358 километров Всесоюзного туристического маршрута №58.

В 2014 году мы прошли самый популярный участок от урочища Журавлик до села Кын-Завод. В 2016 сплавились по самому глухому, конечному, участку от Кын-Завода до Чусового. В 2020 решили пройти весь маршрут от Коуровки до Чусового, либо, как запасной вариант, замкнуть пройденные участки в Кыну.

Наконец, летом 2020 года, после пары недель подготовки, в августовский отпуск, мы отправились в путь. Прогноз погоды не внушал оптимизма, но решили рискнуть. Заброску традиционно делали максимально дешево - на электричках. Из Перми до Коуровки добирались с пересадкой, на электричках Пермь-Шаля и Шаля-Керамик.

Коуровка (точнее, Прогресс) встретила нас жарой, надвигавшимися грозовыми тучами и отключением электричества. Как назло, налички я с собой взял мало, понадеявшись на то, что расплатиться за продукты можно карточкой. Купить продукты нужно было обязательно, поскольку для экономии места и веса в багаже, с собой взяли минимум. В итоге, в магазине оставили почти всю наличку и в кошельке до конца сплава оставалось всего рублей 8.

Вставать на воду в Коуровке оказалось не так просто - крутые и заросшие травой берега заставили нас протащиться еще полкилометра до остатков старого моста. Наконец, мы надули байдарку, загрузились и начали сплав.
Камень Слободский
Начальный участок реки Чусовой характеризуется небольшой шириной, сильной заселенностью и обилием невысоких, но красивых камней. В первый день мы проплыли всего 11 километров, но увидели достаточно много - красивое село Слобода с камнями Слободским, Поповым, и Георгиевской церковью, а также Коуровскую турбазу, возвышающуюся на очень внушительном камне Собачьи ребра. Именно от этой турбазы начинается традиционный маршрут по Чусовой и именно от нее ведется отсчет километров на протяжении маршрута.

Первая стоянка была на участке между камнями Часовым и Левинским. Нам повезло, что успели разбить лагерь, приготовить ужин и искупаться, поскольку вечером началась сильнейшая гроза, которая шла всю ночь. Мне даже пришлось в палатке натянуть на глаза свой бафф, потому что молнии сверкали так сильно, что не давали нормально спать.

Наутро погода была уже не очень, но без дождя и даже солнечная, поэтому мы спокойно приготовили завтрак и отправились дальше по реке.
Второй день мы шли участок реки мимо сел Каменка, Нижнее и Трека. В древней Каменке даже удалось немного пополнить запасы, поскольку в магазине работал терминал. Погода была пасмурная, снимал не очень много.

Прошли за день 26 километров, встали на стоянку в не очень приятном месте напротив камня Гребешок. Оказалось, что на Гребешок ведет дорога и эта скала очень посещаемое место, поэтому до самого позднего вечера наш небольшой лагерь составлял часть пейзажа, открывавшегося для посетителей обзорной площадки. Хорошо хоть опять успели поставить лагерь и поужинать до дождя. Ночью погода окончательно испортилась и снова была гроза, что показалось нам довольно странным, ведь погода весь день была прохладной.

Наутро, с трудом разведя огонь в щепочнице, позавтракали и отправились дальше.
Почти весь третий день шел дождь, мы усиленно гребли и мало снимали. Проплыли Староуткинск, где, под проливным дождем, остановились и пополнили запасы хлеба. Прошли мимо камней Сибирского, Заплотного, Софронинского, Винокуренного, Висячего, Дыроватого, Чеген и встали на стоянку за вторым камнем Сокол, пройдя 30 километров. Если бы не погода, то проходить этот интереснейший участок стоило бы помедленнее.

Стоянка в окрестностях Сокола была достаточно мрачной и располагалась почти целиком в глубине леса. Вечер и утро следующего дня было еще более дождливым, поэтому вместо щепочницы пришлось разводить костер, на котором удалось приготовить почти настоящий борщ. Утром мы попрощались с этой стоянкой так быстро, что я даже забыл ее сфотографировать.

Четвертый день запомнился самой дождливой и противной погодой. Прошли достаточно много красивых камней, которые я, по возможности, снимал. Также прошли два симпатичных села - Чусовое и Мартьяново, однако хорошо снять их не удалось, поскольку возле каждого из сел нас накрывало проливным дождем. Особенно сильный дождь нас настиг в Чусовом, в районе камня Могильный, что добавило определенной мрачноватой атмосферы в настроение.

Однако в окрестностях Мартьяновской дуги дождь сжалился и прекратился, поэтому мы смогли причалить к тропе через эту излучину и прогуляться по перешейку. Этот перешеек настолько узкий, что у нас даже возник соблазн перетащить байдарку и срезать лишние 5 километров, но мы справились с искушением и пошли дальше.

Как оказалось, поплыли не зря. Камни на дуге очень симпатичные, особенно Большой Владычный, на стоянке напротив которого остановились на ночь, пройдя за день рекордные 39 километров. В этот раз также разводили костер, и, несмотря на дождь вечером и утром, неплохо поужинали и позавтракали, и даже насобирали в окрестностях стоянки грибов.

Утром, снова под дождем, отчалили в путь.
Камень Песьянов
Река при вечернем свете
Пятый день получился достаточно разнообразный. Прошли ряд камней с гротами - Печку, Пещерный, Гребни. На Пещерном вышли осмотреть грот и карстовый источник, но вода в нем оказалась очень мутной, поэтому я только немного поснимал его на выдержке. Погода к вечеру наконец наладилась, около урочища села Илим вышло долгожданное солнце, на радостях мы даже вышли осмотреть пристань. Народу в урочище было достаточно много, в основном рыбаки.

К вечеру достигли села Сулем. Село удивило наличием табуна лошадей. Найти стоянку в окрестностях села оказалось не так-то просто, поэтому пришлось еще погрести на бесконечном Сулемском плесе. В итоге стоянку нашли достаточно поздно, встав на покосе в трех километрах ниже по течению от села. За день прошли еще больше, целых 40 километров.

На ужин поджарили на костре картошку с грибами, собранными на Мартьяновской дуге. К вечеру становилось прохладно, поднялся сильный туман, но небо на некоторое время стало очень чистым, благодаря чему мне удалось немного поснимать Млечный путь.

Утром вышло солнце, на котором мы просушили почти все мокрое снаряжение, поэтому вышли достаточно поздно
Млечный путь над селом Сулем
На шестой день мы все больше углублялись в таежные дебри, река становилась шире, камни выше. Кроме того, после прошедших дождей уровень реки заметно вырос, а скорость увеличилась. Следующие после Сулема камни обладают характерной слоистостью и могут использоваться в учебниках как наглядное пособие по структурной геологии.

В первой половине дня прошли урочище Романова и зачалились в Усть-Утке. К сожалению, выяснилось, что магазин в Усть-Утке не принимал карты, а налички у нас все еще не было, поэтому мы достаточно быстро отправились дальше, лишь мельком глянув на огромную поляну, на которой была раньше Демидовская пристань.
За Усть-Уткой характер камней снова меняется - камни снова становятся достаточно монолитными, их высота все больше растет. Именно между Усть-Уткой и Кыном находятся самые эпичные и живописные камни на всем течении Чусовой.

Через 7 километров после Усть-Утки прошли Харенки. Эта деревенька примечательна тем, что там расположена роскошная для этих мест резиденция губернатора Свердловской области. На острове напротив резиденции поставлен избыточно шикарный памятник Акинфию Демидову, а на сам остров ведет основательный мост. Выглядит все это достаточно нелепо.
За Харенками прошли урочище Кашку с Кашкинским перебором, довольно быстрым. Еще через три километра дошли до первого действительно величественного камня - Омутного (камень с таким названием есть и на Усьве, кстати). Напротив камня неожиданно обнаружили практически стационарный лагерь, полный туристов. Катание на банане, тарзанки, баня, магазин - удивительно все это было увидеть посреди рабочей недели в такой глуши.
Ночное небо над камнем Дыроватый
Ниже по течению, за Омутным, расположен другой высокий камень, Дыроватый, на свободной стоянке напротив которого мы и остановились на ночлег, пройдя за день 36 км. По соседству с нами располагался похожий лагерь, в котором, однако, почти не было туристов.

На следующее утро достаточно рано позавтракали и отправились дальше, к границе Свердловской области и Пермского края
Камни Собачьи
В первой половине дня прошли камень Олений, деревню Екву (эта деревня тоже оказалась какой-то непростой), Собачьи камни, урочище Пермяково.
Прошли урочище Пермяково, расположенное практически перед границей Пермского края и дошли до камня Писаный. Напротив камня располагается очень интересная достопримечательность, которую я хотел посетить с самого начала. Это демидовский крест, поставленный Никитой Демидовым в 1779 году на месте своего рождения. Крест слегка потрепало время - на нем в 1917 году была сделана надпись про то, что он был поставлен эксплуататором трудового народа, его валили и в итоге поставили обратно задом наперед. Немного беспокоит то, что рядом с крестом расположена стоянка, надеюсь, никакая пьяная рожа памятник не испортит.

Побыв несколько минут у памятника, поплыли дальше, к камню Столбы. С воды мы заметили тропу на вершину камня и решили по-быстрому сбегать наверх. Сбегали минут за 15, по пути осмотрев симпатичную карстовую арку.

Двинулись дальше по реке и вскоре оказались уже в Пермском крае.
Камень Дужной, один из самых красивых на Чусовой
Граница между Свердловской областью и Пермским краем проходит в окрестностях камня Самаринский. Вскоре мы достигли урочища Журавлик, там расположена лодочная станция, и туда ведет дорога со стороны Кын-Завода. В этом урочище начинаются маршруты выходного дня для сплавщиков из Пермского края, мы и сами отсюда уже сплавлялись. Порадовавшись знаменательному замыканию маршрутов, погребли дальше, к камню Дужной, одному из самых красивых камней на Чусовой.

К вечеру дошли до камня Ростун, решив организовать стоянку там.
Стоянка на Ростуне оказалась самой лучшей за весь сплав. Во-первых, погода была замечательная, солнечная и ясная. Во-вторых, несмотря на изрядный подьем воды, ширина пляжа у Ростуна позволила установить палатку прямо на нем, не поднимаясь на первую террасу, что сильно увеличило комфорт стоянки. В-третьих, напротив нашей стоянки находился источник чистой воды. Ну и вишенка на торте - рядом с нами на обед остановилась группа из Нижнего Тагила, щедро угостив нас замечательной ухой, которой мы так наелись, что даже не стали готовить ужин, что освободило нам время на отдых. Еще и закат был замечательный, получилось неплохо поснимать.

Сосны на Ростуне
На следующий день немного просушились и стартанули по финальному участку до Кын-Завода.
До Кына дошли очень легко, пройдя по пути знакомый живописнейший участок реки с камнями Кирпичным, Коробейным, Печкой и огромным Великаном. Мы уже решили, что в Кыну заканчиваем маршрут - еще в Усть-Утке я созвонился с другом и узнал, что прогноз погоды весьма нерадостный. Рассудив, что страдать еще 4-5 дней на не очень живописном и пройденном ранее участке не рационально, решили, что лучше отдохнуть лишний денек на нашей базе и ехать домой.

К обеду были уже на базе. Там нас ждали баня, электричество для телефонов (зарядку для которых все равно забыли) и сухой дом. Сплав подошел к концу, но у нас еще был дополнительный день для отдыха, мы даже успели сходить на вершину Великана.
Вид с вершины Великана в сторону Кына
Еще через день мы добрались до Лысьвы, откуда уже на рейсовом автобусе выехали в Пермь.

Что-то нужно написать в заключение...

Маршрут оказался не таким простым, как рассчитывали, в первую очередь из-за погоды. С погодой на Чусовой нам вообще хронически не везет. В глубине души есть легкое разочарование в том, что не удалось пройти весь путь до конца, но чувство это не очень рациональное, поскольку главная цель была все равно выполнена - с чистым сердцем мы теперь можем сказать, что были на Чусовой везде. Такой сплав стал действительно замечательным завершением лета этого безумного года. До встречи, река!