Отчет о поездке

Вместомайский сплав

Карантинный сплав по Чаньве и Яйве, июнь 2020
Уже несколько лет подряд каждые майские праздники мы с группой товарищей проводим на сплаве. Эта замечательная традиция существует у нас на Урале уже очень много лет и коренится достаточно глубоко в истории региона, еще с тех далеких времен, когда "железные караваны" отправлялись в свой опасный путь с первой большой водой (если не читали "Золото бунта" Иванова, то обязательно прочитайте, а потом Мамина-Сибиряка еще вдогонку).

Каждую весну мы придирчиво выбираем маршрут, вытаскиваем с балконов снаряжение, ищем транспорт и закупаем продукты. А потом отправляемся на реку, чтобы провести несколько дней верхом на хлипкой конструкции из резиновых камер и алюминиевых трубок, несясь вместе с льдинами по холодной, мутной реке, часто под дождем (а то и снегом), ночуя в палатках на мокрых полянах, еще покрытых остатками зимних сугробов. Замечательно проводим время, короче.

2020 год внес определенные коррективы в нашу, ставшую уже постоянной, традицию. Почти весь май мы просидели на карантине, стыдливо названном "самоизоляцией". Конечно, не всех запрет остановил, но мы, как ответственные и благоразумные люди, никуда не поехали. Сейчас это смешно вспоминать, ведь я пишу эти строки в разгар второй волны, по масштабам уже переплюнувшей первую, но при которой уровень карантинных мер ограничивается одними лишь масками.

Между тем, в июне вирус дал нам передышку, как оказалось, на все лето. Первая волна отступила и постепенно стало понятно, что можно уже куда-нибудь и выбраться. Следующий после майских выходной это 12 июня, невнятный, но очень хороший праздник, который вместе с примкнувшими к нему двумя выходными дал нам замечательное окно для выезда.

После достаточно долгого обсуждения, наш выбор пал на давно примеченный мной маршрут по Чаньве и Яйве. Проведя традиционную неторопливо-поспешную подготовку, в назначенный день мы выдвинулись к месту старта.

Наш катамаран на этот сплав взять не удалось, поэтому ребята взяли в прокат "Бруснички", ну а мы были на своей старой доброй "Тайге".
Несмотря на задержку, вызванную проколом колеса у наемной машины, прибыли к месту достаточно рано. Погода на старте не очень радовала, шел дождь, но солнце все-таки ненадолго вышло. Пока собирали байдарки, с места старта отчалила другая команда, на катамаране. Вообще, на воде было достаточно много народу, так что ощущения были достаточно майские.

Двое из наших впервые шли на байдарках, поэтому спуск на воду был немного волнительным. Однако все волнения оказались напрасными, весь сплав прошел для них хорошо, тем более обе "Бруснички" оказались куда быстрее нашей "Тайги".
Место старта неподалеку от моста через Чаньву на дороге в деревню Скопкортная
Местность, в которой проходил наш сплав, очень интересная. Во-первых, окрестности Чаньвы и Яйвы это очень сильно закарстованный район, с десятками различных пещер, характеризующихся большими и красивыми гротами, что, в целом, не очень свойственно для нашего региона. Эти пещеры в ледниковое и послеледниковое время были местом обитания пещерных львов и медведей, создавших в пещерах огромные залежи из костей своих жертв - лошадей, оленей, шерстистых носорогов и даже мамонтов, населявших нашу местность еще каких-нибудь 15 тысяч лет назад.

Во-вторых, история этих мест тесно связана с жившими здесь в давние времена манси (или, как их раньше называли, вогулами). Пещеры были местом, где манси совершали свои языческие ритуалы, а капище в Вогульской пещере существовало аж до 19 века. По тропам, созданным манси, Аркадий Бабинов в 16 веке проложил в этих местах знаменитый Бабиновский тракт, долгое время бывший единственной дорогой, соединявшей для России Европу с Сибирью.

Подробнее про эти пещеры можно прочитать на "Ураловеде" - Пещера Тайн, Чаньвинские пещеры и Махневские пещеры. А еще там можно почитать про Бабиновский тракт.

Ну а мы решили посетить одну из этих пещер, носящую красивое название пещеры Тайн. Вообще-то от места нашего старта к пещере должна была вести тропа, но мы решили проплыть на байдарках максимально близко к пещере и выйти к ней через лес по навигатору
Начало сплава. Чаньва типичная лесная река, с быстрым течением и очень извилистая
Конечно же, все пошло слегка не по плану. Спустя час нашего прямого ломления через лес без тропы оказалось, что координаты, забитые в один из наших навигаторов, были неправильными, из-за чего мы вместо пещеры вышли на линию электропередач. На другом навигаторе не было координат, но была старая советская генштабовская карта, на которой пещера была обозначена в другом месте. Дело шло к вечеру, мы оказались перед выбором - возвращаться к байдаркам, либо попробовать найти пещеру, но с риском искать обратную дорогу в темноте. В итоге решили рискнуть и найти все-таки пещеру.

Плутая по лесу по дороге к пещере, мы случайно наткнулись на двух замечательных птенцов сапсана, которых я быстро сфотографировал, после чего мы сразу оттуда ушли, хотя их мама еще долго потом летала в небе над гнездом и возмущалась нашему вторжению. Призываю всех читателей аккуратнее относиться к гнездовьям птиц и, по возможности, избегать таких контактов.
Соколята
Пещера оказалась интересной. На входе, в живописном главном гроте мы встретили пару туристов с металлоискателем. Они развели в гроте костер, который своим дымом слегка попортил наше там пребывание, но зато придал снимкам загадочную атмосферу.
Пробыв около часа в пещере, мы отправились к байдаркам. Обратный путь был очень коротким, оказалось, что если бы мы пошли по тропе, то очутились бы у пещеры очень быстро.

Чаньва очень интересна для сплава именно на байдарке. Небольшая, с быстрым течением, с покрытыми тайгой берегами и невысокими известняковыми скалами, в которых иногда встречаются небольшие гроты.

Проплыв еще несколько километров по реке, мы встали на стоянку. Стоянка была непримечательной, да и усталость после хождений по буреломам дала о себе знать, в итоге никаких снимков на ней я не сделал.

Утром мы достаточно рано встали и поплыли дальше. Вскоре Чаньва вынесла нас на Яйву. Яйва оказалась очень широкой, величественной рекой. Береговых скал-камней на ней не очень много, но те, что есть, очень впечатляющие - по высоте и протяженности вполне сопоставимы с камнями Вишеры и Чусовой.

Несколько береговых скал образуют урочище Тихий камень, в который входят несколько отдельных камней: Родничный, Тихий, Вязовый и Соколиный.
Самый большой камень расположен ниже всего по течению, очень высокий и длиной точно больше километра.
У Тихого камня мы на "Тайге" загребли на самую середину реки, где из-за сильного ветра поднялась достаточно высокая волна, отчего пришлось слегка поднапрячься на веслах, выравнивая байдарку перпендикулярно волнам. Самое смешное, что две наших "Бруснички" спокойно прошли это место вдоль берега, даже не заметив высокой волны.

На стоянку встали ниже поселка Камень, на красивом галечном пляже. Вечером замечательно посидели у костра.
На следующий день уже не было никаких особых достопримечательностей и мы в быстром темпе дошли до поселка Яйва примерно к обеду. Мне запомнился последний, очень длинный плес перед поселком, где в воде было много торчащих затопленных бревен, оставшихся там со времен лесного сплава.
Выбравшись на берег, мы начали разбирать байдарки. Очень кстати выглянуло солнце, стало ощутимо припекать. Кроме того, в завершение сплава нас ждал заключительный неприятный сюрприз - водитель, забрасывавший нас к месту старта, с которым мы договорились и на выброску, неожиданно отказался за нами приезжать, и даже сначала не брал трубку. Экстренно пришлось искать новый вариант, и в итоге мы провели в Яйве много часов, а на въезде в Пермь еще и попали в традиционную огромную летнюю пробку перед мостом.
В целом, сплав оказался очень удачным, а маршрут действительно интересным. Общие выводы по маршруту такие:

  • для посещения пещер используйте тропы;
  • особо не рассчитывайте на оборудованные стоянки, а лучше вставайте на пляжах;
  • на прохождение необходимо 3 дня, но это самый минимум, с небольшим количеством достопримечательностей;
  • на Чаньве катамаран можно использовать, но байдарки удобнее в силу маневренности и мелкой посадки;
  • на Яйве на байдарках будет намного быстрее, но не пренебрегайте спасжилетами;
  • выбрасываться лучше в самом начале поселка, у лодочного причала, а не перед плотиной, тем более транспорт туда доезжает нормально.
Итоговый маршрут